Воскресенье, 25.02.2018, 02:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МКОУ "Пироговская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Категории раздела
Документы [3]
Методические находки [4]
Сценарии, разработки уроков.
Наш опрос
Удовлетворены ли вы качеством современного школьного образования?
Всего ответов: 22
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Документы

Положение об элективных курсах

Рассмотрено                                                                           Утверждаю       

На педагогическомсовете                                  ________ Белоусова В.Г.

 "___"_________ 2005 г.                                     «____»___________2005г.

 

Положение

об элективных курсах

 

Общие положения.

Переход на работу по новому Базисному учебному плану Свердловской области задаёт новые перспективы в отношении резервов времени для повышения индивидуализации обучения.

Увеличение доли вариативного компонента в учебном плане всех ступеней обучения связано с необходимостью удовлетворения разнообразных образовательных потребностей учащихся, и в этой связи с переходом старшей ступени на профильное обучение.

Предпрофильное обучение  нужно  для того, чтобы  учащиеся  могли   определиться в  выборе  будущего профиля  обучения. 

В начальной и основной школе (5-7 классы) основной целью элективных курсов является повышение мотивации обучения и удовлетворение образовательных потребностей обучающихся. В связи с этим элективные курсы носят, в основном, развивающий характер.

В 8-9 классах целью введения элективных курсов является создание условий для обеспечения готовности выпускников основной школы к основному выбору индивидуальной траектории образования. В связи с этим курсы развивающего характера дополняются предметно-ориентированными (пробными) и ориентационными курсами. Введение таких курсов направлено на повышение способности будущего выпускника основной школы к самостоятельному действию на рынке образовательных услуг и конструированию собственного образовательного маршрута.

Цели  определяют  принципы,  в соответствии с  которыми  строится  процесс обучения  девятиклассников:

Прежде всего, это вариативность и свобода выбора элективных курсов.

Благодаря  вариативности и  возможности  осуществлять свободный  выбор  программ  обучения  должно  состояться  самоопределение  учащихся, формирование   их  личной  ответственности  за  сделанный  выбор.

Предполагается,  что система  обучения  должна  дать  школьникам возможность  попробовать себя  в различных направлениях. 

В течение  учебного года, благодаря предпрофильным  курсам,   каждый девятиклассник  сможет познакомиться  с   тем, что будет ожидать его  на старшей ступени образования. 

По  его желанию  он может посещать  курсы, соответствующие  разным профилям.

Еще  один   обязательный  принцип  обучения  - это активность школьников.   Самоопределение     относительно будущего профиля обучения будет  происходить    через  конкретные  пробы  эвристического  характера.

            В отличие от факультативных курсов, ныне существующих, элективные курсы обязательны для посещения теми обучающимися, которые  их выбрали.

Содержание элективных курсов должно включать не только информацию, расширяющую сведения по отдельным учебным предметам, но и знакомить с новыми способами деятельности, может содержать оригинальный материал, выходящий за рамки  школьной программы.

Задачи предметно-ориентированнных курсов:

         Реализация интереса к выбранному предмету

          Уточнение готовности и способности к освоению предмета на повышенном уровне

          Создание условий для подготовки к экзаменам по выбору

Предметно-ориентированным курсам присуща как развивающая функция, так и  прагматическая (связанная с целевой подготовкой к обучению в старшей школе). Предметно-ориентированные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в вариативной части учебного плана повышает вероятность того,  что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор своей траектории образования.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов:

         База для ориентации в мире современных профессий

          Знакомство на практике с типичными видами деятельности

         Поддержка мотивации  для внутрипрофильной специализации

Ориентационные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного  обучения 10-11-х классов. Содержание программ  этих курсов предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов и ознакомление обучающихся  с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

 элективные курсы выполняют функции:

·         Могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса и обеспечивать повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета;

·         Могут развивать содержание одного из профильного курсов и обеспечивать межпредметные связи, что даёт возможность изучать  смежные учебные предметы на профильном уровне.

·         Могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется  на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет учащимся  удовлетворять свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету. Познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить  за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящий «вне-предметный» или «надпредметный» характер. Например: «Информационный бизнес» или «Деловой английский язык».

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных  элективных курсов, следует помнить и  о таких важных задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности  для решения важных практических задач, продолжение профориентационной задачи, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути

Элективные курсы реализуются в школе за счёт времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Формы и методы, используемы при проведении элективных курсов.

Элективные курсы проводятся в форме организации учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Возможны учебные деловые игры, семинары, лекционно-практические занятия, самостоятельная работа, дискуссии, поездки, интервьюирование, тестирование, дистанционное обучение, интеллектуальные марафоны, турниры эрудитов, клубы «Что, где, когда?», повтор первого занятия на новом уровне   и другие формы работы.

Методика обучения элективным курсам ещё только начинает  формироваться. С самого начала целесообразно  строить её на основе  нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на  инновационные  методические идеи и концепции. Одним из наиболее продуктивных методов обучения элективным курсам является метод учебных  исследовательских проектов, основанный на  исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области. Метод учебных проектов   внесёт немалый вклад в профессиональное самоопределение школьников.

При проведении элективных курсов можно использовать методы: информационно-рецептивный, исследовательский, проблемное изложение, практические занятия и другие.

Кроме того,  проектная деятельность, как правило,  связана с работой в коллективе и будет способствовать  развитию таких важных способностей, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать  позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникации, понимать и быть понятыми другими людьми.

 


Учебно-методическое обеспечение курса

Программа элективного курса является частью учебно-методического комплекта, который представляет собой совокупность учебно-методических документов и материалов, обеспечивающих образовательный процесс. Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:

ü  Учебно-программные (учебный и тематический планы,  учебные программы);

ü  Учебно-теоретические (учебники, учебные пособия, конспекты лекций);

ü  Учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматий);

ü  Учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ);

ü  Учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебные справочники);

ü  Учебно-наглядные (альбомы, атласы);

ü  Учебно-библиографические  пособия.

Учебно-методические комплекты, обеспечивающие реализацию программы,  должны представлять собой не разрозненные, а целостные системы. Учитель, разрабатывающий программу курса должен определить, насколько выбранный  им комплект способен обеспечить достижение целей и задач.

Контроль уровня достижений.

Контроль уровня достижений является важнейшим этапом образовательного процесса и выполняет  обучающую,   проверочную, воспитательную и корректирующие функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться  в логической связи  с содержанием учебного материала.

Система контроля уровня учебных достижений должна отвечать требованиям:

- средства контроля должны соответствовать целям и задачам курса, уровню сложности учебного материала и позволять оценивать (педагогу и обучающемуся) степень достижения планируемого результата;

- периодичность осуществления контроля (тематического, промежуточного, рубежного) должна быть известна учащимся;

- анализ результатов учебной деятельности основывается на разнообразных формах проверки (тестовые задания, контрольные работы, зачёты, отчёты об экскурсиях, защита исследовательских проектов и другие);

- формы и методы контроля должны определяться спецификой изученного курса и возрастными особенностями учащихся, допускать возможность самоконтроля.  

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются                                                                    внешние образовательные продукты учеников  (презентации, конкурсные плакаты и рисунки, рефераты, исследовательские проекты и др), а также  их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты  анализы его продукции деятельности по её созданию.

Оценка имеет различные  способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по заданным параметрам аналитические данные, в том числе и рейтинги.

Оценке подлежат в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых  результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных программах учеников.

Оценка достижений может проводиться так же в форме наблюдения за работой, описание особенностей поведения ребёнка, мониторинга изменения качеств личности, суммы баллов за все выполненные задачи.

 

Качество ученической продукции оценивается следующим образом:

- по количеству творческих элементов;

- по степени его оригинальности;

- по относительной новизне для ученика и его одноклассников;

- по ёмкости и лаконичности;

- по практической пользе и удобству использования.

Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений»

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определённые блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельности, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса. Он может иметь форму зачёта, олимпиады или защиты творческих работ. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Формой итоговой оценки каждого ученика может выступать образовательная характеристика, в которой указывается уровень усвоения им каждой из целей курса и каждого из направлений индивидуальной программы по курсы.

 


Категория: Документы | Добавил: raduga-umka (07.05.2008)
Просмотров: 3027 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz